Псих-консультант (ya_schizotypic) wrote,
Псих-консультант
ya_schizotypic

Станислав Гроф — «ЛСД Психотерапия». Рецензия



Disclaimer: товарищ майор, мы тут не пропагандируем употребление каких-либо веществ (тем более — незаконных), а обсуждаем книгу одного из крупнейших специалистов в области душевного здоровья XX века. Ну, и на всякий случай, если вдруг кто не знает: наркотики — это плохо, а нарушение закона — ещё хуже. Постарайтесь избегать этого.

Собственно, закончил читать сабжевую книгу, решил поделиться мнением. Первое, о чём хочется сказать: не так страшен Гроф, как его почитатели в интернетах. В том смысле, что в его тексте нет безапелляционных утверждений о реальности мистических категорий, объективном существовании богов и прочего.

В отличие от многих сетевых психонавтов, Гроф вполне себе остаётся в рамках корректного научного изложения материала (ну, насколько это вообще возможно в отношении столь эфемерной субстанции, как психотерапия), не позволяя себе лишнего.

Собственно, помимо этого понравилось и то, что он не пропагандирует бесконтрольное употребление психоделиков, и довольно много текста посвятил тем возможным отрицательным последствиям, которые могут возникнуть при бездумном использовании этих веществ.

Очень доставило определение ЛСД как усилителя ментальных процессов.

Оно выглядит разумным и обоснованным, оно фальсифицируемо (но почему-то автор не приводит результатов экспериментов, содержащих попытку фальсификации), наконец, оно полностью согласуется с моим личным опытом — в ИСС нет ничего такого, чего бы не было в бессознательном человека в обычном состоянии, препарат всего лишь проявляет, делает доступными те переживания и эмоции, которые и так уже есть в ментальном пространстве человека.

Вообще, у меня крайне амбивалентное отношение к автору и его творчеству. С одной стороны, я понимаю, что, как и в случае классического психоанализа, большая часть его утверждений не доказана, а многие из них — принципиально непроверяемы. Более того, автор явно тяготеет к мистицизму, эзотерике и прочему астралу, что тоже не добавляет доверия.

С другой, его концепции духовных кризисов (это из другой книги, но всё равно), базовых перинатальных матриц и даже некоторые аспекты трансперсональной теории — довольно элегантны, эстетичны и имеют неплохой клинический потенциал.

И, честно говоря, я сам так и не определился в своём отношении, не выработал цельную концепцию восприятия и принимаю материал по частям. Мне здесь близка позиция Карла Сагана (профессор астрономии и космических наук Корнельского университета, оппонент Грофа).

Чуть ниже попробую объяснить, но сначала нужно немного рассказать о содержании книги, чтобы у читателя появилось некое представление об обсуждаемом вопросе.

Книга, как следует из названия, посвящена исследованию вопроса применения психоделиков в психотерапевтической практике. Несмотря на то, что в заглавие вынесено одно вещество, автор рассматривает весь класс компаундов, имеющих сходное действие на психику (и не всегда родственных с т.з. химии) — ЛСД, мескалин, псилоцибин и даже кетамин (про него делаются отдельные оговорки).

Автор имеет большой опыт в применении таких веществ и, исходя из него, делает несколько концептуальных выводов.

Первый заключается в том, что со временем процесс переживания клиентом психоделического опыта проходит три стадии: психодинамическую (где прорабатывается биографический материал, всё в рамках традиционного психоанализа — детские травмы, детско-родительские отношения и т.д.), перинатальную (где прорабатываются элементы родовой травмы и опыта рождения) и трансперсональную (где прорабатываются элементы опыта, полученного за пределами конкретной личности — в прошлых жизнях, расовой и видовой памяти и т.п.)

Отдельно оговорюсь: я здесь просто пересказываю содержимое книги, это вовсе не означает, что я разделяю все концепции автора, так что прошу не обвинять меня в приверженности астралу.

Второй вывод, собственно, постулирует наличие т.н. Базовых Перинатальных Матриц. Здесь я позволю себе цитату:

«На данном этапе исследований не совсем ясно, каким образом описанные выше переживания связаны с обстоятельствами действительного биологического рождения. Некоторые ЛСД субъекты рассказывают о том, что они переживали свою родовую травму, другие рассматривают свою встречу со смертью и возрождением как чисто символический, философский и духовный опыт. Однако даже в этой последней группе перинатальные переживания часто сопровождаются комплексом физических симптомов, которые лучше всего интерпретировать как следствия биологического рождения. В дополнение к моторной разрядке через напряжение мышц и другим условиям, описанным выше, также встречаются сердечные боли и нарушения, гиперсекреция мокроты и слюны. Субъекты, проживающие такой опыт, также принимают различные позы плода и двигаются образом, похожим на движения ребенка в ходе биологических родов. Кроме того, они часто рассказывают о видениях или самоидентификации с плодом или с новорожденным. Также типичны и некоторые аутентичные неонатальные чувства, позы и поведение, равно как и видения женских гениталий и груди.

Большую часть богатого и сложного содержания ЛСД сессий, отражающего этот уровень бессознательного, кажется, можно разделить на четыре типичных кластера или модели. Пытаясь найти простое, логичное и естественное объяснение этому наблюдению, я был поражен удивительным сходством этих моделей с клиническими стадиями родов. Оказалось очень полезным для дидактических целей, теоретических соображений и практики ЛСД терапии соотносить эти четыре категории явлений с четырьмя последовательными стадиями процесса биологического рождения и опытом ребенка в перинатальный период. Ради краткости я назвал функциональные структуры бессознательного, которые проявляются в этих четырех основных переживательных моделях, Базовыми Перинатальными Матрицами (БПМ I-IV). Я рассматриваю их как гипотетические динамические управляющие системы, которые на перинатальном уровне подсознания имеют ту же функцию, что и СКО на психодинамическом уровне.

Базовые Перинатальные матрицы имеют собственное специфическое содержание: конкретный, реалистичный и аутентичный опыт, относящийся к отдельным стадиям процесса биологического рождения и собственную символическую и духовную образность (например, элементы космического единства, вселенское поглощение, безвыходность, борьба смерти-возрождения и опыт смерти и возрождения). Базовые перинатальные матрицы не только порождают особое содержание сессий, но также функционируют как организующие принципы для материала других уровней подсознания. Следовательно, перинатальный опыт может проявляться в психоделических сессиях в связи со специфическим психодинамическим материалом, относящимся к различным СКО, а также в связи с определенными типами трансперсонального опыта. Особенно частыми опыт рождения сопровождается воспоминаниями о болезнях, операциях или несчастных случаях из личной жизни, архетипическими явлениями (особенно образами Ужасной Матери и Великой Матери), элементами группового сознания, опыта предков, филогенетического опыта и воспоминаниями о прошлых воплощениях.
»

Иными словами, Гроф явно или неявно делает следующие допущения:
1. Во время родов ребёнок испытывает сильные переживания;
2. Эти периживания каким-то образом фиксируются в памяти ребёнка;
3. В дальнейшей жизни эти переживания влияют на сознание и эмоциональность человека;
4. Если с помощью химических агентов и специальных психотерапевтических техник заставить человека «заново пережить» процесс рождения, то можно существенным образом повлиять на его психику.

Строгих, полностью соответствующих научной методологии, доказательств этих допущений не приводится. Более того, нет их и в обширном списке используемой литературы, и это, на мой взгляд, главный недостаток данной работы.

Лично я отношусь положительно к идее БПМ, она мне кажется логичной, красивой и применимой на практике, она хорошо описывает мой собственный опыт, полученный во время проживания ИСС, но полное отсутствие доказательств меня убивает.

Третий вывод касается наличия и актуальности трансперсональных переживаний. Что это такое? Удивительно, но чёткого определения автор не даёт. Это некие феномены, отражающие опыт, полученный сознанием за рамками индивида. Автор включает сюда «родовую память, элементы расового и коллективного бессознательного, кармические феномены, эволюционные воспоминания и различные архетипические комплексы.»

Оставаясь в целом в рамках академического подхода, автор делает оговорку о том, что реальность этих феноменов находится под вопросом и требует дальнейшего изучения (и на том спасибо), но довольно ясно даёт понять (и в других работах развивает эту мысль), что для него лично такой вопрос не ставится, и он принимает объективное существование таких, мягко говоря, сомнительных категорий, как «прошлые жизни», «память вида», «карма», «высшее существо» и «творческие силы вселенной». Однако это его право, и раз уж он не навязывает читателю такое понимание, можно закрыть на это глаза.

Четвёртый вывод уже совсем мне не нравится и заключается в том, что, по мнению автора, материалистическое мировоззрение является «узким», не способным интегрировать и творчески переработать те переживания, которые субъект получает на психоделических сессиях. Автор явно пропагандирует переход в мистицизм и поиск ответов в этой области.

На мой взгляд, здесь он выдаёт свои представления за объективную реальность. Вот есть, например, я — материалист-позитивист, имеющий опыт психоделических переживаний. Были ли они для меня шокирующими? Да, безусловно. Это очень сложно, практически невозможно описать — например, я становился глистом, я ощущал себя как глист, я чувствовал себя, как глист, у меня были сотни зубастых присосок, и я мог ими управлять. Это было так же реально, как и наличие двух рук во время написания этого текста. В нашем языке нет слов для описания этого состояния.

Но мой материализм никуда не делся, и я вполне могу объяснить это состояние, не выходя за его рамки: когда-то я изучал биологию, читал некоторые работы по паразитологии и имею какое-то своё представления об этих существах. И под действием препарата у меня просто активировалась фантазия, построенная из этих полученных ранее знаний. Не факт, кстати, что то существо, которым я себя настолько реально ощущал, вообще имеет прототип в живой природе.

Зачем сюда притягивать разного рода мистические концепции, мне решительно непонятно.

Почему же, несмотря на откровенные недостатки в методологии и идеологии этой работы, я всё равно рекомендую её самому широкому кругу читателей?

Ну, во-первых, потому, что указанный мистицизм преподносится автором как один из возможных механизмов объяснения (хоть и предпочтительный для самого автора) описанных феноменов, он нигде не заявляет, что это — истина в последней инстанции.

Во-вторых, потому, что книга содержит прекрасный библиографический обзор и структурированную информацию об истории важного периода в развитии психологии и психиатрии, о тех попытках, которые были совершены в этой области, о тех удачах и разочарованиях, с которыми сталкивались исследователи, о тех догадках, удачных и не очень, которые они выдвигали, и о тех результатах, которые они получали. Не знаю, как вам, а мне это кажется весьма интересным.

В-третьих, в ней содержатся отличные клинически апробированные рекомендации по работе с людьми, находящимися в изменённом состоянии сознания (ещё раз оговорюсь, я не призываю никого входить в эти состояния любыми путями, которые ведут к нарушению закона). Причём рассматриваются разные случаи — как преднамеренное введение человека в это состояние с лечебной целью, так и работа с теми, кто оказался в нём без правильной подготовки и надлежащего медицинского контроля. Могу сказать, что представленные рекомендации подтверждаются и моим личным опытом.

В-пятых, представленная автором картография сознания представляется мне заслуживающей внимания, и применять её можно отнюдь не только в рамках психоделического или психолитического подходов.

Так что, в сухом остатке, моё мнение таково: работа, безусловно заслуживает внимания, но при чтении нужно включать свои фильтры и выкручивать регулятор скептицизма на максимум, чтобы не улететь в астрал.




   
Tags: Книги, Литература, Психоделическая психотерапия, Психология
Subscribe
promo ya_schizotypic august 12, 2016 16:22 25
Buy for 10 tokens
… или пост-прейскурант. Вот я и восстановился до того уровня, когда я могу его написать. Кратко, суть поста: предлагаю услуги психоконсультанта. О том, как именно происходит работа со мной, написано в отдельном посте. Всё-таки препараты, поддержка К., психотерапия и постоянные самокопания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments