Псих-консультант (ya_schizotypic) wrote,
Псих-консультант
ya_schizotypic

Секс с психотерапевтом: почему возникает желание, и что с этим делать. Часть 1

Некоторые происходящие со мной ситуации побудили написать меня этот текст. В нём я постараюсь объяснить довольно странное явление, суть которого заключается в том, что клиент или пациент начинает испытывать сексуальное / романтическое / эротическое влечение к своему терапевту.

Итак, начнём.

Исторический экскурс

Парадоксально, но вопрос влечения к психотерапевту возник ещё до того, как сама психотерапия (представленная в тот временной период психоанализом) толком не оформилась как область знания и практики. Разумеется, психотерапия в том или ином виде существовала и ранее (все эти колдуны, священники, травники и бабки-шептуньи в какой-то мере были психотерапевтами), но как систематизированная область знания она оформилась благодаря трудам Фрейда.

Но прежде, чем Фрейд построил свою теорию, он столкнулся со случаем спонтанного проявления сексуального желания пациентки к своему лечащему врачу, доктору Брейеру, коллеги и, в некотором смысле, учителю нашего любимого дедушки.

Д-р Брейер лечил некую Анну О. (настоящее имя — Берта Паппенгейм), истеричку, страдающую разного рода психическими нарушениями, типичными для того, что в то время называли истерией:

«Проявившееся (манифестное) заболевание выдало себя особого рода психозом, парафазией (паралалией), конвергентным страбизмом (косоглазием), тяжёлыми расстройствами зрения, слуха, контрактурами-параличами, полностью захватившими правую верхнюю и обе нижние конечности, а частично ещё и левую верхнюю, парезом (ослаблением двигательных функций) затылочных мышц. Постепенное уменьшение контрактуры правосторонних конечностей. Некоторое улучшение, прерванное пережитой в апреле тяжёлой психической травмой в результате смерти отца. За этой фазой следует период продолжительного сомнамбулизма, позднее начавшего чередоваться с нормальным состоянием сознания.» [1]

Здесь нас интересуют не подробности лечения, а тот факт, что постепенно д-р Брейер эмоционально сблизился с этой пациенткой, стал уделять ей слишком много внимания, начал общаться с ней не только на тему её болезни, что, естественно, не понравилось супруге доктора.

После скандала, который она устроила своему мужу, лечение пришлось прекратить, а д-р Брейер был вынужден уехать от своей пациентки с женой на второй медовый месяц.[3]

Но самое интересное заключалось в том, что у этой самой Анны О. развилась ложная беременность, и зачала она, по её мнению, именно от д-ра Брейера (здесь источники сходятся в том, что полового акта между ними таки не было, да и тот факт, что беременность была ложной довольно однозначно указывает, что никакого зачатия не было).

Более того, эта беременность даже завершилась (опять же, ложными) родами. И «родила» наша Анна О… собственную болезнь: все её симптомы вернулись после того, как д-р Брейер однозначно показал ей, что не готов принять её в качестве сексуального партнёра.

Это наблюдение вместе с полученным опытом в лечении пациенток заставило Фрейда задуматься и через много лет написать тематическую статью, которую он назвал «Заметки о любви в переносе». Мы рассмотрим её немного ниже, а пока поговорим о том, что думают и, главное, — что делают светила мировой психиатрии в подобных случаях.

Чиста ли совесть у светил

Сам Фрейд, по утверждению его многочисленных биографов[3], равно как и по собственным словам[2], ни разу не воспользовался пациенткой. Вот что он сам писал по этому поводу:

«Сам я никогда не был столь сильно им [влечением к пациентке] захвачен, но много раз подходил к этому чрезвычайно близко и еле-еле спасался. Я полагаю, что лишь суровая необходимость моей работы и то, что я пришел в психоанализ в возрасте старше Вас на десять лет спасла меня от аналогичных переживаний. Но это не беда. Человек приобретает необходимую толстую кожу, приходит к овладению "контрпереносом", который действительно всякий раз у него возникает, научается сдвигать собственные эмоции и соотносить их с практической целесообразностью. Блаженство в сокрытии

А, вот, Юнг, которому, собственно, было адресовано это письмо, не удержался. Широко известен в литературе т.н. «случай Сабины Шпильрейн».

Она, как и Анна О., была истеричкой (для истериков вообще сексуализация — характерная стратегия поведения и манипуляций[6]).

Юнг лечил её от «психотической истерии» (адское сочетание — психотический уровень организации и истероидный радикал личности — ya-schizotypic), и лечил, как ему казалось, весьма успешно. В литературе говорится, что «он испытал эффективность идей, методики и техники психоаналитической терапии»[5], но читатель сам может представить в картинках и подробностях, что это были за методы «лечения».

Был ли Юнг единственным? Отнюдь! Многие из членов узкого круга Фрейда: например, Эрнест Джонс, Отто Ранк и Шандор Ференци не брезговали своими клиентками и пациентками.[7]

Можно было бы подумать, что это — дела давно минувших дней, случаи, обусловленные зачаточным состоянием развития теории и практики психотерапии, но, например, Урсула Виртц сообщает:

«Страховые компании принимают во внимание высокую частоту сексуальных злоупотреблений в терапии и при заключении договора страхования профессиональной ответственности делают оговорку, что они отклоняют претензии, связанные с сексуальной эксплуатацией. В газете «Лос-Анджелес таймс» от 14 февраля 1976 г. можно было прочитать, что по страховым данным следует считать, что около 20 % всех терапевтов в течение своей карьеры хотя бы однажды имели сексуальные отношения с клиентками.»[8]

Более того, подобные случаи были и в нашей провинциальной психушке совсем недавно, но описать их здесь этика не позволяет уже мне. И, да, моя история - не про это. Далее объясню, почему.

Таким образом, можно сказать, что запрет, установленный Фрейдом (думаю, те, кто в теме, оценили сейчас инцестный намёк;), не соблюдается. Т.е. в теории пациентками пользоваться нельзя, а на практике это делают чуть ли не все терапевты через одного.

Что говорит теория

Вернёмся теперь к пациентке. Почему она чувствует влечение к своему терапевту? Можно, конечно, спрятаться от проблемы и сказать, что терапевты — прекрасные образованные люди, и они просто в среднем привлекательнее всех остальных, а потому их любят женщины, но это не будет правдой.

Лучше всего теорию данного явления разработали психоаналитики. Они объясняют его через понятие «переноса».

Что такое перенос? Если говорить совсем простыми словами, то это явление, в котором человек испытывает к субъекту A чувства, которые он испытывал к субъекту B. Некоторые аналитики идут дальше[3] и говорят о том, что человеку кажется, что он испытывает чувства к A, хотя на самом деле он их испытывал к B.

В последней фразе важно всё: и то, что человеку именно кажется, и то, что ему кажется именно сейчас, и то, что в прошлом он действительно испытывал эти чувства, и то, что он испытывал их именно в прошлом.

Простейшей иллюстрацией переноса мог бы служить следующий пример: клиент Иванов ходит к терапевту Петрову. Петров корректен, профессионален и вообще замечателен, но Иванов его боится. Но боится он не его: на самом деле Петров напоминает Иванову его (Иванова) отца, которого тот боялся. И он переносит (отсюда и название термина) свои чувства на терапевта.

То же самое явление, согласно теоретикам психоанализа, лежит и в основе влечения пациентки к своему терапевту. Я говорю именно о пациенте и терапевте как о женщине и мужчине соответственно потому, что, во-первых, такая конфигурация лучше всего описана в литературе, а, во-вторых, наиболее интересна мне лично. Но и наоборот тоже бывает, да.

Дальше начинаются дебри психоаналитической теории, пересказывать которые я не считаю нужным, отмечу только, что существует дискуссия относительно того, чувства по отношению к кому переносит пациентка, какие именно это чувства (человеку, на знакомому с психоанализом это может показаться странным, но речь там идёт не только, и даже не столько о половом влечении, а о таких, казалось бы, далёких вещах, как голод или желание принадлежности[3]).

Но представители всех психоаналитических (и родственных им) школ сходятся в том, что сексуальное / романтическое влечение пациентки к терапевту — это именно проявление переноса.

Вот что писал об этом сам Фрейд:

«Для врача он (перенос) имеет значение очень ценного указания и хорошего предупреждения против возможного у него контрпереноса. Он должен признать, что влюбленность пациентки вынуждена аналитическим положением и не может быть приписана превосходству его особы, так что у него нет никакого основания гордиться таким "завоеванием", как это назвали бы вне анализа. Об этом никогда не мешает напомнить. А для пациентки создается альтернатива: или она должна отказаться от психоаналитического лечения, или должна примириться с влюбленностью во врача как с неизбежной участью».

Иными словами, перенос — он как плащ, его можно надеть на кого угодно. Или, совсем уж просто: в этой ситуации пациентке нравится не терапевт лично, а другой объект, и если взять и заменить терапевта, то с новым будет то же самое.

Вот что пишет по этому поводу одна достаточно осознанная клиентка:

«Мой первый терапевт был стар, пузат, лыс по образцу членов политбюро (это когда с кустиками остатков волос по бокам) и в больших очках в толстой оправе. Я к моменту начала терапии знала про эротический перенос, и была уверена, что со мной-то, такой умной и продвинутой, такого безобразия не произойдет. Пока не осознала однажды, что еду на сеанс в обтягивающей розовой кофточке и узких джинсах. К моменту, когда до меня дошло, что со мной происходит, перенос уже расцвел бурным цветом. И триггером становятся простые вещи, которых многим отчаянно не достает: просто то, что кто-то нами интересуется, выслушивает безоценочно и поддерживает. В том, к кому мы испытываем сексуальное притяжение, привязанность и чувство безопасности играют гораздо бОльшую роль, чем физиология и похоть.»[9]

Чуть выше я позволил себе употребления термина «контрперенос» без объяснения его значения, и теперь пришло время поговорить о том, что же это такое. Если сильно упростить, то контрперенос — это когда наоборот, т.е. когда психотерапевт что-то переносит на клиента. Тут есть важное уточнение: контрперенос возникает не сам по себе, а в ответ на перенос.[3]
И он тоже может быть романтическим, чувственным и даже сексуальным.[2,3,4,7] И очень сложно отдавать себе отчёт в том, что это всего-лишь перенос, но ещё труднее — не поддаться ему.[2,3,7,8]

Мнение неаналитических школ

Как я уже говорил выше, лучше всего процесс изучен и описан в трудах представителей психоаналитических школ. А что насчёт других?

Некоторые гештальтисты, например, иногда отрицают перенос как таковой. Другие же, так сказать, более умеренные, признают его наличие, но уделяют ему меньше внимания, чем психоаналитики.[10]

Но и они считают, что симпатия к терапевту со стороны пациентки — обсусловлена, в первую очередь, ситуацией лечения, а не личными качествами терапевта.
КПТ-шники и бихевиористы, насколько мне известно, не уделяют этому явлению столь пристального внимания, ограничиваясь общими соображениями врачебной этики. По крайней мере, мне не удалось найти ни одной работы, выполненной в ключе этих подходов, которая была бы посвящена нашей проблеме.

Однако к какой бы «религии» ни принадлежали терапевты, практически все они признают, что обстановка предельного доверия, интимности, поддержки и безусловного принятия, которая бывает в терапевтической работе, способствует возникновению нежных чувств у пациентки по отношению к терапевту.

Настоящая ли это любовь / влечение


Вообще говоря, в литературе нет единого мнения по этому поводу.[2,3] Поэтому выскажу своё ИМХО, основанное на той информации, которую я читал, и на небольшом личном опыте работы с клиентами (ладно, ладно, — клиентками).

Да, это настоящие чувства. Фрейд довольно амбивалентно высказывался на эту тему[2], но никаких действительно убедительных аргументов в пользу того, что это чувство «ненастоящее» не привёл.

Более того, с т.з. психоанализа, вообще всякая влюблённость — это перенос. Перенос неких первоначальных чувств: стремления к матери, удовлетворения от груди и стремления к ней и т.п. И в этом смысле она никак не отличается от того, что испытывает пациентка вне терапевтической ситуации. Т.е., да, она действительно по-настоящему влюблена в своего терапевта.

Однако специфика заключается в том, что «в диких условиях» она включит свои переносы на человека, обладающего некоторыми специфическими качествами, а в психотерапевтической работе — на любого достаточно квалифицированного специалиста.

И именно это и является, на мой взгляд, той основой, за которую может зацепиться теряющий контроль терапевт.

Почему не следует пользоваться пациентками

Собственно, действительно, а почему бы и нет? Они бывают красивыми, умными, тонко организованными и вообще няшками.

Фрейд справедливо отмечает, что соображения морали тут не помогут[2]: какая уж тут мораль, когда кровь заполняет пещеристые тела?

Но есть технический аспект, который говорит терапевту о том, что не стоит этого делать, как бы ни хотелось: ответ на чувства клиентки обесценит и сделает невозможной терапевтическую работу.

Если женщины пришла на терапию, значит с ней что-то не так. И это «что-то не так» достаточно сильно выражено, настолько сильно, что, скорее всего, сама её способность к любви сильно нарушена.[3]

И то, что происходит между ней и терапевтом (я имею ввиду именно сексуальное влечение) — происходит из этого нездорового ядра. И задача терапевта — починить этот механизм, а не воспользоваться им.

А после «починки» клиентка, скорее всего, выберет себе другой объект для новой, качественно более «высокой» любви.[3]

----
Продолжение, в котором будет про психотичных клиенток, истеричек, про то, что делать терапевту и клиентке с этими вашими эротическими переносами и контрпереносами, а также про мой скромный личный опыт, — будет написано, если мне хватит на это бупра ;) уже написано.

Литература
1. З. Фрейд — «Очерки об истерии»;
2. З. Фрейд — «Заметки о любви в переносе»;
3. Сборник статей. Перевод опубликован под общей редакцией М.В. Ромашкевича. Эротический и эротизированный перенос. . — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002 — 320 с. (Серия: «Теория и практика психоанализа»). ISBN 5-88230-018-5. Некоторые работы, входящие в этот список литературы, включены в данный сборник.
4. Письмо Фрейда Юнгу от 7 июля 1909 года
5. Овчаренко В.И. Сабина Шпильрейн: Под знаком деструкции // Логос. — 1994. — № 5
6. Нэнси Мак-Вильямс — «Психоаналитическая диагностика».
7. Ирвин Ялом — «Дар психотерапии».
8. Урсула Виртц — «Убийство души. Инцест и терапия»
9. http://transurfer.livejournal.com/260368.html
10. Зиш Зембински — «Перенос и контрперенос в гештальт-терапии»
11. Такео Дой – «Амэ и любовь в переносе»



   
Tags: Психология, Психотерапия, Этика
Subscribe
promo ya_schizotypic august 12, 2016 16:22 25
Buy for 10 tokens
… или пост-прейскурант. Вот я и восстановился до того уровня, когда я могу его написать. Кратко, суть поста: предлагаю услуги психоконсультанта. О том, как именно происходит работа со мной, написано в отдельном посте. Всё-таки препараты, поддержка К., психотерапия и постоянные самокопания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments